×
0
ВОПРОС ONLINE
_
сообщение для:
от:
0
Выберите удобный пакет для продолжения работы с Дневником питания и спорта Premium.
“За месяц” - видео будет доступно 31 день. Чтобы продлить работу с Дневником, нужно будет оплатить его вручную.
“Ежемесячная подписка” - видео будет доступно столько времени, сколько вам потребуется.
Деньги будут ежемесячно автоматически списываться с карты.
Отключить подписку можно в любое время в своем личном кабинете: Профиль / Платежи.
«Срок оплаченной версии истек. Ваши данные будут сохранены в течение 3х месяцев, до

Для продолжения работы в Дневнике Premium, выберите удобный Вам пакет:
“За месяц – 1,99$” - Дневник будет доступен 31 день, после чего его нужно будет приобретать заново.
“Ежемесячная подписка - 1,99$” ” - Дневник будет доступен столько времени, сколько вам потребуется, до отмены Вами подписки в настройках личного кабинета: Профиль/Платежи. Деньги будут ежемесячно автоматически списываться с карты. Отключить подписку можно в любое время, при этом остаток за проплаченный авансом месяц не возвращается.»
Выберите удобный Вам пакет: “За месяц – 1,99$” - Дневник будет доступен 31 день, после чего его нужно будет приобретать заново.

“Ежемесячная подписка - 1,99$” - Дневник будет доступен столько времени, сколько вам потребуется, до отмены Вами подписки в настройках личного кабинета: Профиль/Платежи.

Деньги будут ежемесячно автоматически списываться с карты. Отключить подписку можно в любое время, при этом остаток за проплаченный авансом месяц не возвращается.
Хочешь получить дневник питания и спорта Premium бесплатно на 1 месяц? Пригласи трех друзей!

Как только третий друг совершит покупку Дневника Premium минимум на 1 месяц, ты получишь платную версию автоматически. Извещение об этом придет на e-mail, указанный при регистрации, и в твой личный кабинет.

Как пригласить друга? Получи реферальную ссылку и передай ее другу. Он должен зарегистрироваться на сайте, используя твою ссылку.

корзина
Здоровая жизнь с Ekaterina.ua / Дети / Рекомендую
16 декабрь 2013 | просмотров 159

Детские страхи: что нам делать?

Обычно детские страхи обсуждают в двух контекстах: 1. как убедить ребенка, что то, чего он боится, не страшно, и 2. стоит или не стоит использовать детский страх в воспитании.

Есть еще одна важная тема, которая редко встречается в статьях и обсуждениях: что происходит с родителями, когда они сталкиваются с детским страхом.

Именно на последней теме я и хочу остановиться и посмотреть, насколько это важно и как это можно использовать для коррекции страха ребенка.

Страхи у детей возникают порой в достаточно безопасных ситуациях, с которыми приходится иметь дело каждый день. Реакция родителей на страх ребенка сначала автоматическая: бывает, что они еще не успели понять, что случилось, как уже отругали ребенка. Автоматическая реакция, как правило, не помогает, а только усугубляет дело: ребенок продолжает бояться. Надеясь скорректировать поведение ребенка, мы часто ищем какую-нибудь инструкцию, что с ним сделать, чтобы он вел себя правильно (в нашем случае, не боялся простых каждодневных ситуаций). Однако с инструкцией есть одна проблема: либо ее не успеваешь применить, когда возникает необходимость (автоматическая реакция возникает слишком быстро), либо инструкция как-то не ложится на собственное состояние, получается не очень естественно, а потому неправдоподобно, и желаемого результата все равно нет. Оказывается, если родитель понимает, что с ним самим происходит, когда ребенок боится, он получает возможность отреагировать на страх ребенка по-другому, что существенно влияет на состояние и поведение ребенка.

Примеры:

  • 7ми-летняя дочка клиентки боится темноты, поэтому всегда спит с включенной лампой, ведь мама считает, что при небольшом свете темнота не будет такой пугающей.

  • Бабушка 4х-летней внучки не дает моей собаке подойти к девочке (собака породы карликовая такса, очень ласковый пес и любит детей), говоря «уберите собаку, она у нас боится собак, потому что одна ее укусила два года назад». На наши возражения бабушка отвечает: «нет, все равно уберите», девочка начинает хныкать в подтверждение бабушкиных слов.

  • 3х-летняя девочка боится лифта и просится на руки, но мама упорно продолжает повторять, что это не страшно, не берет ее на руки, а пытается переключить ее внимание на другую тему. Девочка плачет и отказывается даже заходить в лифт, мама теряет терпение и с раздражением отчитывает дочь за то, что та такая большая, а боится такой ерунды.

  • 6ти-летний мальчик купается в море с папой. Мальчик плачет, потому что боится плавающих в море рыб. Папа смеется и приговаривает: «вон рыба, вон еще рыба». Мальчик заходится в истерике и пытается выйти из моря. Папа не дает, потом бросает и говорит с раздражением «ну раз ты боишься, то иди к маме».

Из всех этих примеров очевидно, что автоматическая реакция взрослых на детские страхи не приводит к желаемому результату: ребенок все равно боится всех этих простых и «безопасных» ситуаций.

Для того, чтобы понять, как изменить свою автоматическую реакцию, необходимо сначала понять, как она устроена.

Читайте также: 10 мифов о развитии ребёнка

Что происходит с родителем, когда ребенок чего-то испугался?

Чаще всего родитель оказывается в сложном эмоциональном состоянии, в котором смешано несколько чувств. Во-первых, это собственная реакция на ситуацию, в которой оказался ребенок: может быть страшно, пренебрежительно, смешно, радостно, удивительно, интересно. Часто собственная реакция взрослого едва заметна и не играет сильной роли, поскольку сами пугающие детей ситуации не так впечатляют взрослого.

Во-вторых, это реакция, связанная с отношением взрослого к страху, как эмоции вообще, и как эмоции, которую испытывает именно его ребенок, за которого он отвечает и которого он воспитывает. Эта реакция, как правило, гораздо сильнее и, именно она определяет, что скажет взрослый ребенку.

Страх, как и другие эмоции, возник в процессе эволюции человечества и изначально служил для человека защитой от физической боли, травмирующих и угрожающих жизни ситуаций в дикой природе, т. е. помогал человечеству выжить как виду. Сейчас люди не охотятся на мамонтов и не собирают ягоды и коренья в лесу, где можно запросто стать добычей диких животных. Поэтому страх у взрослых людей появляется чаще в ситуациях, угрожающих социальному благополучию, и помогает успешно выживать в социуме. У детей же понятие социального благополучия еще только формируется, поэтому их страхи в раннем детстве в основном связаны с неизвестностью окружающей их реальности, угрозой одиночества или бессилием перед воображаемой нереальной действительностью.

Читайте также: Как помочь ребенку справиться с эмоциями

Растерянность и бессилие

Уже на первый взгляд понятно, что детские и взрослые страхи тематически разные. Кроме того, у детей еще нет критического мышления, и они не могут проверить свой страх на адекватность. Поэтому так часто бывает, что взрослые не понимают, почему ребенок чего-то боится и что в этом случае надо делать. В то же время у родителя, как правило, есть идея о том, что делать что-то обязательно надо, иначе он -- плохой родитель. И тогда под влиянием этой идеи взрослый в ситуации, когда ребенок чего-то боится, переживает растерянность и бессилие. Именно в этом состоянии родитель начинает с напором убеждать ребенка, что это не страшно, раздражаться и кричать на ребенка, либо -- наоборот, игнорировать состояние ребенка, пытаться переключить его внимание и говорить с ним о чем-то другом. Растерянность и бессилие — очень трудное переживание, связанное с принятием своей слабой части. В нем, как правило, боль, печаль, слезы, одиночество. Нам трудно принимать себя слабыми, потому что нас так воспитали, потому что в обществе нужно и важно быть сильным, а слабым быть плохо. Вот поэтому взрослый редко готов оставаться в переживании бессилия, а выходит из него моментально, иногда даже не успевая заметить, зачастую с помощью отрицания или агрессии.


Читайте также: Напрасные слова. Чего лучше не говорить детям?

Страх и тревога

Страх сам по себе пугает, потому что он означает, что есть какая-то угроза нашему благополучию. Кроме того, страх запускает оборонительные рефлексы, в частности, одну из автоматических реакций тела: бей-беги-замри. Преобладание одной из этих реакций заложено с типом нервной системы и изменить его практически невозможно. Это означает, что в страхе человек может помимо собственной воли замереть, онеметь, оцепенеть, либо начать суетиться, побежать «куда глаза глядят», убежать или уехать с места аварии, либо накричать, ударить, начать драться и т. п. Таким образом, в страхе мы теряем контроль над своими действиями и этим он, конечно же, нас пугает. Также страх для нас непонятная и, в какой-то степени, запретная эмоция, потому что о ней не принято говорить в обществе и в семье. Может быть, можно обсудить свои страхи с друзьями, но такой разговор, как правило, не очень поддерживается. Поэтому неудивительно, что когда ребенок испытывает страх, взрослый может переживать страх его страха или тревогу по поводу его страха. И под влиянием собственного страха или тревоги начинает защищаться, раздражаясь и ругая ребенка, либо нападая на окружающих, если они, пусть даже невольно, явились причиной детского страха, либо вообще ограждая ребенка от всякого контакта с потенциально страшным объектом. Заметим, что в данной ситуации взрослый как будто не дает права испытывать страх ни себе, ни -- своему ребенку.

Читайте также: Расширяем зону комфорта

Стыд

Еще одна проблема в том, что в нашем обществе показывать страх публично считается недостойном: бесстрашные герои вызывают восхищение, а трусам должно быть стыдно. Это особенно характерно для мужчин и мальчиков. Часто можно наблюдать родителей, особенно -- пап, которые стыдятся страха своего ребенка, особенно мальчика, и тогда начинают смеяться над ребенком, обесценивать его чувства или стыдить его. Стыд — одно из самых сложных переживаний человека, связанное с ощущением собственной тотальной «плохости». Переживать стыд чрезвычайно неприятно уже на физическом уровне: кровь приливает или отливает, тело тяжелеет, плечи опускаются, хочется исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Взрослому очень сложно выдержать свой стыд, вот он и начинает унижать или стыдить ребенка, который послужил причиной этого стыда. А на самом деле причиной стыда является не ребенок, а сама идея, что испытывать страх недостойно.

Читайте также: Забота - солнечная сторона контроля

Как же быть с детскими страхами?

Родители часто действуют автоматически — так, как научились в детстве, т. е. так, как их родители обходились со своими и их страхами, их родителям такое же отношение передалось от прародителей. Если принять во внимание, что пришлось пережить нашим бабушкам и дедушкам в 20-м веке (несколько войн, чистки и репрессии), то становится более понятным их отношение к страху.

Они все время жили в сильнейшем страхе за свою жизнь и жизнь близких. Если бы они не старались всеми силами этот страх подавить или вытеснить, то они бы просто не выжили. Поэтому они и детей воспитывали так, чтобы те не боялись ничего. Только способы были жесткими или даже жестокими, но -- адекватными ситуации. Жизнь поменялась кардинально, а отношение к страху как к какой-то страшной запретной недостойной эмоции -- сохранилось, как и способы с ним справляться — отрицание, агрессия, унижение, стыд. Сами эти способы, которые мы все испытали на себе в детстве, повлияли на наше отношение к страху: бояться страшно, плохо, нельзя, стыдно, говорить о страхе тем более нельзя. Так же и наши дети учатся справляться со своими страхами, опираясь на нашу реакцию, на наше отношение к страхам, на примеры обращения со страхом из нашей жизни. Изменив себя, мы можем повлиять на это.

Читайте также: Польза страха

Что можно сделать, чтобы у Вас и Вашего ребенка получилось справиться со страхом по-другому?

1) Исследуйте свое отношение к страху как к эмоции вообще, честно ответив себе на следующие вопросы. Что еще Вы чувствуете, когда Вы или кто-то рядом испытывает страх: тревогу, смущение, стыд, страх или какое-то другое чувство? Какое значение Вы этому придаете? Вспомните, что говорили про страх в Вашей родительской семье, как относились к Вашим детским страхам Ваши родители, как Вы чувствовали себя при этом. Как Вы теперь, исходя из своего опыта и убеждений, относитесь к страху? Можете ли Вы признать, что страх — это просто одна из эмоций, во многих ситуациях -- действительно полезная, т. к. защищает от боли и травм, и нет ничего плохого в том, чтобы иногда его испытывать?

2) Оставьте на некоторое время Ваши воспитательные порывы истребить страхи Вашего ребенка, и сосредоточьтесь на себе. Начните замечать, что с Вами происходит, когда Ваш ребенок боится. Какие чувства Вы испытываете, какое состояние Вы переживаете? Какие чувства вызывает сама ситуация, если Вы ставите себя на место ребенка, а какие возникают по поводу того, что именно Ваш ребенок сейчас испытывает страх? Разрешите себе немного побыть в этих чувствах. Ответьте себе на вопрос: что Вам хочется сделать в этом состоянии?

3) Если Вы справились с первыми двумя пунктами, предлагаю Вам задачу посложнее: признайте страх своего ребенка и поделитесь с ним своим состоянием на доступном ему языке. Например, если Вы испытываете тревогу, то можно сказать: я понимаю, что ты боишься, а я начинаю тревожиться, что пока не знаю, как тебе помочь. Если Вы испытываете стыд, то скажите, например: я слышу, что ты боишься, а мне неловко, что я тебя не научил быть смелым в этой ситуации. Важно подобрать собственные слова, соответствующие Вашему состоянию. Попробуйте и убедитесь, что произойдет чудо и Ваша автоматическая реакция куда-то уйдет сама собой, а захочется совсем другого.

Ребенок при этом осмелеет и, как минимум, перестанет плакать. Теперь он будет готов выслушать Вас дальше.

4) А теперь помогите ребенку справиться со своим страхом, научите его. Обсудите с ребенком, что именно его пугает в данной ситуации. Попробуйте вместе исследовать ее, без суеты и спешки. Дайте ребенку больше информации о пугающем объекте. Предложите, что Вы бы сделали на месте ребенка, чтобы ему было не так страшно. Если у Вас или у Вашего знакомого в детстве была схожая история, где Вы боялись и преодолели свой страх, расскажите ее малышу.

Иногда исследовать пугающую ситуацию сразу не получается. Если страх ребенка достаточно стойкий и зафиксированный, то лучше начать с рисунка или лепки объектов пугающей ситуации. Затем поиграйте в эту ситуацию вместе с ребенком и предложите малышу побыть в разных ролях, включая роль страха или пугающего объекта. Главное условие этой игры — чтобы все получили удовольствие. Когда ситуация проиграна и в игре вызывает у ребенка положительные эмоции, попробуйте перенести ее в жизнь, предлагая ребенку исследовать пугающий объект постепенно и вместе с Вами.

Читайте также: Параскаведекатриафобия — боязнь пятницы 13-го

Важно помнить, что в Вашем исследовании все действия и полученная ребенком информация о пугающем объекте должны быть по возрасту, т. е. по силам для детского восприятия. Чтобы убедиться в этом, следите за реакцией ребенка на каждом предложении или действии. Если ему уже достаточно, и он чувствует себя увереннее, то лучше остановиться и продолжить тогда, когда этого захочет сам ребенок.

Еще один важный аспект: любой стресс для ребенка (а исследование пугающей ситуации, если страх сильный — это стресс) должен быть дозирован по принципу постепенности и не более одной нагрузки одновременно. Например, если Ваш ребенок проходит адаптацию к детскому саду, и Вы хотите избавить его от какого сильного страха, то лучше заняться одной из этих задач и временно отложить вторую. Если у Вашего ребенка, например, два страха, то сначала проработайте один, а затем, через некоторый перерыв -- второй.

5) Попробуйте иногда обсуждать в семье, как вы, взрослые, справляетесь с вашими страхами. Тогда ребенок сможет на Вашем примере научиться, как самому справиться со своим страхом. Не забудьте, что ситуации должны быть понятны Вашему ребенку, и рассказаны адекватным его возрасту языком.

Возможно, Вам сложно будет пройти этот процесс самостоятельно, и тогда на помощь может прийти психолог. Он проработает первые 3 пункта с Вами и поиграет вместе с Вами и ребенком, чтобы освоить 4ый.

Справиться с детскими страхами, конечно же, непросто. Но хорошая новость в том, что у нас, дорогие родители, есть универсальный инструмент для корректировки поведения наших детей: это мы сами, т. е. наши чувства и состояния, наши убеждения и поведение. Исследуя и меняя себя, мы можем помочь измениться нашим детям.


Читайте также: Как научить ребенка правильно реагировать на дразнилки

код для вставки в блог
Код скопирован в буфер
предпросмотр
скопировать код

Детские страхи: что нам делать?

16.12.2013
https://ekaterina.ua

Обычно детские страхи обсуждают в двух контекстах: как убедить ребенка, что то, чего он боится, не страшно, и стоит или не стоит использовать детский страх в воспитании. А что происходит с родителями, когда они сталкиваются с детским страхом?

подробнее >>
Интернет-магазин | ТОП-4
Регистрация | В кабинет?
Вход
сотрудничество
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ
ДНЕВНИКА ПИТАНИЯ
БЕСПЛАТНО
ОТ ЕКАТЕРИНЫ СЕРЕБРЯНСКОЙ
Имя:
Ник:
Вес  кг.
Рост  см.
Пол:жен.муж.
Дата рождения:
Введи данные во все поля, чтобы получить точные рекомендации по своим дневным нормам. Регистрация займет до двух минут.
Подпишись на канал YouTube
webобзор на Ekaterina.ua
Официальный сайт Екатерины Серебрянской
Биография
Награды
Новости
Проекты
Интервью
© 2011-2018 Все права защищены
Сайт Екатерины Серебрянской
office@ekaterina.ua
UP